Кацуми Китано (Katsumi Kitano) - серый кардинал японского ножевого мира

Вернуться к списку статей
Кацуми Китано (Katsumi Kitano) - серый кардинал японского ножевого мира

Японский мастер Кацуми Китано (Katsumi Kitano, 勝己北野), пожалуй, одна из самых ярких и значимых фигур в ножевом деле. У него обучались многие известные во всём мире мастера, такие как Ота Ацутака (Ohta Atsutaka) и Садзи Такеси (Saji Takeshi).

Основными отличительными чертами его работ являются зеркальная полировка лезвий и традиционная для японских мечей форма клинков с разными спусками – Katakiriba. Именно Кацуми Китано адаптировал для своих ножей этот уникальный профиль, когда выпуклая грань сочетается с гранью, плоскости которой сходятся под тупым углом. Такой профиль клинка теперь носит название «Kitano Edge» – «Клинок Китано».
Особую популярность этот и другие виды исторических японских профилей клинков прижились в компании Rockstead, с которой мастер сотрудничает вот уже больше 20 лет.

К слову сказать, тесное сотрудничество с Rockstead и постоянное стремление обоих партнёров к совершенству подарило миру потрясающую по своим свойствам «суперсталь» ZDP-189. Эта порошковая сталь была разработана компанией Hitachi Metals совместно с мастерами Китано Кацуми и Кодзи Хара. Одной из особенностей стали является возможность полировки в «идеальное зеркало», что является фирменным почерком как мастера Кацуми, так и компании Rockstead.


Также мастер Кацуми является автором тройной и алмазной заточки – его ножи отличаются превосходным резом и способностью долго оставаться острыми.

Однако мир мог и не увидеть работ Кацуми Китано – в возрасте 26 лет он попал в аварию и полностью потерял память. Восстановиться ему помог брат, работавший врачом – постепенно, шаг за шагом, пришлось вспоминать всё, вплоть до того, как говорить и как писать.
Сегодня же мастер является обладателем чёрного пояса по иайдо самого высшего уровня – 7! Это искусство атаки или контратаки с использованием катаны, основным направлением которого является мгновенное убийство противника мечом, изначально убранным в ножны.

Кацуми Китано вручную выполняет весь процесс изготовления ножа – совершенно никаких станков. После выточки напильником «эскиза» мастер работает на собственном изобретении «Китано Шармпентер». После закалки Кацуми использует горный молоточек, выравнивая заготовку. Потом снова выравнивание, полировка, секретов которой мастер не раскрывает и нож готов!
К слову сказать, на многих ножах Кацуми Китано имеется зеленовато-синее покрытие – это аморфный алмаз (Tribec). Этим ножом можно резать стёкла, как стеклорезом.

Отдельного упоминания заслуживают также и ножны из натуральной кожи толщиной 5-6 мм, прошиваемой вручную. Чехлы для своих ножей мастер изготавливает  сам, вплоть до обогащения кожи. Китано приобретает кожу коровы в США, после чего вырезает необходимые детали, скрепляет их и затем покрывает краской.

Кожа должна быть очень прочной, чтобы нож не повредил чехол и не поранил владельца при любых обстоятельствах. Поэтому мастер уделяет ножнам особое внимание и гарантирует их качество. Стоит отметить, что  для изготовления чехла необходима огромная сила, для чего мастер постоянно тренируется – Кацуми Китано может одной рукой сжать яблоко до получения сока. При соединении частей кожи он даже вставляет в рот капу.

Самое удивительное, что при всей своей известности, мастерстве и статусе культового мастера, Кацуми Китано делает не больше 3-х ножей в год. Он не даёт рекламу, не публикуется в профильных журналах – даже сайта своего не имеет. Автор занимается только изготовлением самых что ни на есть кастомных ножей категории «client’s knife». Прежде всего, это туристические и охотничьи ножи. Хотя складные модели иногда мастер так же создаёт.
Китано также сторонится различных выставок, включая те, что проходят в Японии. Даже с мастерами не общается. Дело, прежде всего, в том, что на выставку он привозит только заготовки будущих ножей, которые заранее уже раскуплены. Т.е. в свет они, как правило, не выходят, оседая в коллекциях по всему миру.

Каждый нож Кацуми Китано представляет собой произведение искусства – выверенные линии, идеальная геометрия лезвия и зеркальная полировка, безупречный рез. О таком ноже мечтает каждый охотник, каждый коллекционер желает заполучить хоть один нож мастера.

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях к статье и – мы с радостью на них ответим!




Модуль Отзывов(altasib.review) не установлен

Модуль Отзывов(altasib.review) не установлен