Обзор материалов ножей William Henry. Часть 3

Вернуться к списку статей

Заключительная часть статьи о материалах, наиболее часто встречающихся в складных ножах William Henry. И поговорим мы о различных техниках декорирования рукоятей современных моделей.

Мокумэ-гане
Древняя японская техника декорирования, появившаяся примерно в начале 17 века в префектуре Акита и изначально применявшаяся только для украшения самурайских мечей. В переводе с японского «мокумэ- гане» означает металл, сделанный под дерево. Используя медь, латунь и нейзильбер мастера Майк Сакмар и Тим Зоуад вручную выковывают 45 или 89 слоёв. В результате получаются 3 варианта узоров – «Кручение», «Обратное кручение» и «Капли дождя».

Волнистое мокумэ
Запатентованный компанией William Henry аналог классической японской техники «мокумэ-гане». Для получения уникального рисунка используется сплав в 55 слоёв из меди, нержавеющей стали и чистого железа, который в зависимости от температуры закалки даёт различные оттенки – от коричневого до голубого и сиреневого. Получаемый узор всегда представляет собой «Волну».

Мокумэ-гане
Волнистое мокумэ

Кофтгари
Древняя индийская техника инкрустации 24-каратным золотом и стерлинговым серебром. В наши дни это почти забытое искусство гравировки сохранилось лишь в двух небольших деревнях Индии. Весь процесс осуществляется вручную и заключается в том, что на поверхность металлической иглой мастер наносит рисунок. После чего в образовавшиеся царапины укладывается золотая или серебряная проволока. Затем изделие опускают в кипящий солевой раствор для получения глубокого коричневого цвета. После этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают специальным молотком. Финальным этапом является шлифовка белым пористым индийским камнем, агатовым порошком и очистка лимонным соком.

Ручная гравировка
Большинство узоров делается на титане, реже на нержавеющей стали. Это, пожалуй, самый известный вид декорирования, но не мене сложный и трудоёмкий. Каждая серия или отдельное изделие тщательно продумывается и оформляется гравировщиком вместе с Мэтью, и на каждом ноже мастер наносит подпись своей рукой. Нередко для завершения композиции мастер инкрустирует отдельные элементы 24-каратным золотом. Наиболее часто ручной гравировкой занимаются мастера Форд Халлам, Джейк Ньювел и Эндрю Бигс.

Кофтгари
Ручная гравировка

Резьба по стерлинговому серебру
Этот вид искусства работы с металлом применяется William Henry для украшения рукоятей ножей, чаще всего больстеров, реже – в виде накладок. Резьбой по стерлинговому серебру для William Henry занимается один единственный мастер родом из Бали – Ли Дауни. Нередко дополнительно модели украшаются сапфирами и другими драгоценными камнями в обрамлении из 18-каратного золота.

Резьба по перламутру
Редкий вид искусства, применяемый для оформления рукоятей ножей. Тонкая работа осуществляется для компании всего одним мастером – Ли Дауни. Именно этот мастер делает лучшие работы по стерлинговому серебру. Как правило, на одном ноже можно видеть некий синтез – ручная резьба по серебру на больстере и накладки на рукоять, выполненные из резного перламутра. Это очень красиво!

Резьба по стерлинговому серебру
Резьба по перламутру

Конечно же, применение мастерами студии William Henry дамаска не ограничивается лишь лезвием. Например, мастера Делберт Или, Чед Николс и Ларри Донелли используют углеродный дамаск с необычными узорами. Кроме того, Чед Николс изготавливает накладки на рукояти из травлёного дамаска, чаще всего синего цвета. А рисунок мастера Майка Норриса «Лестница» напоминает узор, характерный для рукоятей с мокумэ-гане.

На отдельных моделях ножей накладки на рукоять изготавливаются из родированного никеля. Родий является самым дорогим драгоценным металлом, что делает такие ножи в сочетании с большим количеством отобранных драгоценных камней по-настоящему блестящими

Рукоять из дамаска
Рукоять из родированного никеля

Напоследок хотелось бы отметить ещё одну не маловажную составляющую каждого ножа, да и вообще каждой продукции компании William Henry – это драгоценные и полудрагоценные камни.

Как правило, инкрустируются только кнопка замка и шпенёк. Каждый камень идёт в обрамлении из 18-каратного золота. В настоящий момент мастерами используются рубины и алмазы, бриллианты, спессартины и цитрины, сапфиры и шпинель, различные топазы, дымчатый кварц и даже аметисты. Ранее часто использовались орлиный и тигровый глаз, бирюза и опал. На этом фоне выделяется, например, модель B06-Azure, рукоять которой инкрустирована 176 сапфирами.

Инкрустация шпинелью
Инкрустация рубинами

На этом мы заканчиваем свой рассказ о материалах, используемых в изготовлении ножей William Henry. Мэтью Конабл, идейный вдохновитель, дизайнер и просто главный человек в компании, постоянно ищет новые интересные техники декорирования, подбирает новые сочетания материалов в одном ноже. Нам остаётся только восхищаться его работой и работой каждого мастера, воплощающего его идеи.