Кодзи Хара (Koji Hara) – странствующий художник

Вернуться к списку статей
Кодзи Хара (Koji Hara) – странствующий художник

Один из самых ярких мастеров ножевого дела родился в сложное послевоенное время – в 1949 году, в городе Имари. Именно в то время ещё действовал запрет на изготовление традиционных мечей – тогда многие мастера перешли на ножи. Запрет на изготовление всех типов мечей действовал после капитуляции Японии по окончании Второй мировой войны. Запрет сняли лишь в 1953 году.

В 1988 году мастер стал изготавливать собственные ножи. Первые свои работы Кодзи Хара (Koji Hara) делал по дизайну Боба Лавлесса (Bob Loveless). А уже в 1991 году состоялась его собственная выставка, в городе Секи – сердце ножевого искусства Японии. По словам мастера, именно тогда он понял, что развить этот успех возможно лишь создавая ножи собственного дизайна.

Мастер регулярно участвует в американских, европейских и японских выставках. Именно за это его называют самым путешествующим мастером. Так, например, в 1994 году Кодзи Хара становится кандидатом в члены Американской Гильдии производителей ножей, а в 1997 — членом Гильдии с правом голоса. Так вот за это время Кодзи Хара принимал участие в пяти выставках только в США ежегодно, а кроме этого ещё и в Европе.

Каждый год этот удивительный автор с виденьем художника посещает две специализированные выставки у себя на родине, помимо собственных, и небольших выставок в маленьких городах. Мастер утверждает, что такие небольшие выставки дают возможность всё большему количеству людей познакомиться с авторскими ножами, изготовленными по индивидуальному заказу.
Одной из особенностей работы мастера является тот факт, что в отличие от большинства японских коллег, Хара-сан не продаёт свои ножи в Японии через дилеров и склады. Помимо выставок, у мастера имеется свой собственный сайт, на котором можно оставлять заявки и купить готовую продукцию – этим он также отличается от многих своих японских коллег. Кроме того, компания Kasumi находится в дружеских отношениях, поэтому часть своих моделей автор реализует через неё.

Кодзи Хара создает дизайн не только для своих ножей, но также является автором проектов для других ножевых компаний, в частности, одними из них являются фирмы ROCKSTEAD и G.SAKAI. Его изделия по праву занимают первые места среди изысканных вещей, изготовленных вручную.

К слову о сотрудничестве с Rockstead. Совместно с другим признанным автором мистером Кацуми Китано Кодзи Хара и компания Hitachi Metals разработали уникальную по своим свойствам «суперсталь» ZDP-189.

Сам же мастер в своих работах предпочитает другую порошковую сталь – Cowry-Y, производства японской компании Daido Steel. Клинок из этой стали обладает превосходной режущей кромкой и также легко полируется в «зеркало». И хотя одним из отрицательных качеств этой стали является чувствительность к боковым ударам, она нейтрализуется соответствующей закалкой. Также Кодзи использует  хорошо зарекомендовавшие себя стали ATS-34, D-2, 440C в зависимости от пожеланий заказчика.

Специалист по складным ножам, Кодзи часто вырезает материал рукояти в виде террасового пейзажа, чтобы придать им типичный дизайн, называемый «воздушный шаг» («Air-Step»).
Встречаются в исполнении Кодзи Хара и ножи с дамаском. Это может быть дамаск Девина Томаса – валлийский мастер, знаменитый своим сотрудничеством, в том числе, со студией WILLIAM HENRY. Либо Хара делает его сам из углеродистой стали с добавлением нейзильбера. Для рукоятей же чаще всего идёт нержавеющая сталь 316.

В изготовлении рукоятей Кодзи Хара чаще всего использует перламутр. Традиционная техника радэн – излюбленный метод декорирования автора. На перламутровую пластинку наносится узор, который вырезается и наклеивается на лакированную поверхность.
Либо на поверхность самой рукояти наносится рисунок, который покрывается лаком, а поверх мозаичным способом уже наклеивается перламутр.
Также применяется литье и техника маки-э. Маки-э тоже является древним японским искусством декорирования, когда на просушенное лакированное изделие наносят эскиз рисунка специальным лаком уруси. Далее, на ещё не просохший слой лака с помощью тонкой трубочки распыляют золотую или серебряную пудру. Когда поверхность изделия полностью высыхает, её полируют древесным углём и шлифовальной бумагой.

Именно своим художественным подходом и уникальным дизайном ножей мастер выделяется среди прочих. К слову сказать, сын Кодзи – Дью Хара (Dew Hara) также занимается изготовлением авторских ножей. У них совместный сайт и чем-то похожие стили. Но принцип или подход к работам отличается.

В коллекции у мастера имеется и несколько наград, например, за складные ножи ему были присвоены награды «Best in Show»(Лучший на выставке) и «Most Innovative»(Самый новаторский) на нескольких международных выставках.

Ножи Кодзи Хара по праву считаются произведениями искусства. Серебро и перламутр, которые используются в их отделке, дополняют кожа ската и светлый натуральный мех, украшающие футляры ножей.

Мастер Кодзи Хара может изготавливать 200-230 ножей в год, 50-60 из которых идут на российский рынок.